75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов

Когда забывают войну – начинается новая.

Память – главный враг войны (Аристотель)

 

Великая Отечественная война (1941-1945) – героическая страница в истории Росси. Это большое потрясение для всей страны, это чрезвычайный героизм нашего народа. Сегодня сложно прочувствовать всю трагедию тех дней, когда за каждый шаг по фронтовой дороге заплачено кровью. Трудно представить голод военных лет, трудовые подвиги женщин, стариков и детей, оставшихся в тылу. Война затронула фактически каждый уголок нашей Родины. Но еще живы свидетели тех военных лет, которые повествуют о том страшном времени. Ведь без прошлого нет настоящего.

 

 

НАПИСАНО ВОЙНОЙ….

Обучение во время войны

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу.

 Из воспоминаний…

«Помню то, что учебников было мало. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Давали одну тетрадь на человека делать домашнюю работу» (Вороткова Тамара Александровна).
«В школу пошла я очень поздно, нечего было одевать. Беднота и нехватка учебников и была и после войны» (Кадникова Александра Егоровна).

 

Питание, повседневная жизнь

Большинство людей во время войны столкнулось с острой проблемой нехватки продуктов питания.

 Из воспоминаний…

«Кушать было нечего, ходили по полю собирали колоски и замершую картошку» (Кадникова Александра Егоровна).

«Всю весну, лето и осень ходила босиком – от снега до снега. Еда – капустный лист, свекольный лист, крапива, болтушка из овсяной муки и даже кости сдохших от голода лошадей. Кости парили, а потом хлебали подсоленную воду. Картошку, морковь сушили и в посылках отправляли на фронт» (Фонарева Екатерина Адамовна)

 

 

Трудная работа

Работали все – и стар, и млад, работа была разной и трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи.

 Из воспоминаний…

«Работали все. И взрослые, и дети с 5 лет. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Мы собирали посылки на фронт. Вязали носки, варежки. Не хватало спичек, соли. Вместо спичек в начале деревни старики поджигали большую колоду, она потихоньку горела, дымила. От неё брали уголёк, приносили домой и раздували огонь в печи» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

 

Проведение праздников

Несмотря на голод и холод, а также на такую тяжелую жизнь, люди в разных селах пытались отмечать праздники.

 Из воспоминаний…

«Праздновали Новый год, День конституции и 1 мая. Так как окружал нас лес, выбирали самую красивую елку, и ставили её в клубе. Жители нашей деревни несли игрушки на елку, какие только могут, большинство было самодельных. На эту елку ходили все по очереди. Сначала первоклассники и ученики 4-х классов, потом с 4-5 классы и затем два выпускных класса. После всех школьников вечером туда приходили рабочие с завода, из магазинов, с почты и с других организаций. На праздниках танцевали: вальс, краковяк. Подарки дарили друг другу» (Вороткова Тамара Александровна).

 

Конец войны

Детство – это самый лучший период в жизни, от которого остаются самые яркие воспоминания.

 Из воспоминаний…

«9 мая 1945 года мы работали в поле, приехал работник Сельсовета с флагом в руках и объявил, что война кончилась. Кто плакал, кто радовался!» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

«9 мая 1945 г. Вызвали и сказали сидеть и ждать пока все свяжутся. Вызывают. “Всем, Всем, Всем”, когда все связались, я всех поздравила:“Ребята война кончилась”. Все радовались, обнимались, некоторые плакали!» (Вороткова Тамара Александровна)

 

 

Какими были школы военного времени

Фашисты уничтожили более 80 тысяч школ, где учились около 15 миллионов детей. За время войны произошли важные нововведения, такие как: пятибалльная система оценивания; обязательное 7-летнее обучение; обучение в школе с 7-летнего возраста; экзамены по окончании начальной, 7-летней и 10-летней школы; золотые и серебряные медали.

Чтобы подростки, которые были заняты на производстве, могли получать знания, были организованы вечерне-сменные школы.

Дети, которые потеряли родителей из-за военных действий, получали помощь от государства. Их помещали в детские дома, интернаты и группы продленного дня. Была разработана специальная программа, по которой семьи могли усыновлять детей-сирот.

Правительство организовало целую систему мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Открывали столовые для детей, лагеря и детские площадки.

В 1943 году основали Академию педагогических наук РСФСР.

Галерея военных событий

КОНКУРСЫ